Решение для руководителя

Об использовании бесплатной программной телефонной станции «Asterisk» написано множество заметок, статей и книг. Мы хотим посмотреть на Asterisk глазами руководителя IT, который «что-то слышал» и которому предстоит принять решение — внедрять у себя этот продукт, или остановить свой выбор на «классической» аппаратной АТС.

Итак, Asterisk — это программная АТС с открытым кодом. Создателем её является вполне себе коммерческая компания Digium, сделавшая десяток лет назад грамотный маркетинговый ход: в чистом «софтовом» виде Asterisk применим в большом количестве ситуаций, а как только возникает задача сопряжения с «классической» телефонией — то здесь уже одним софтом не обойдёшься, нужны вполне материальные железки, за которые придётся платить вполне материальные деньги. Поэтому Digium начала и спонсировала разработку Asterisk, а сама занялась созданием и продажей аппаратного обеспечения для него.
Стоит отметить, что разработкой аппаратных решений под Asterisk занимается ещё несколько компаний; их решения более бюджетны, но в то же время специалисты сходятся на том, что железки «от разработчика» — наиболее надёжны. Ну а дальше каждый решает для себя сам — готов он переплатить несколько сотен баксов за плату, которая гарантированно «заведётся», или предпочитает, рискнув, сэкономить.

Как любая УАТС, Asterisk является посредником и коммутатором между внешними линиями связи (это могут быть медные линии от городской АТС, поток E1 от провайдера телефонной связи или каналы IP-телефонии) и набором оконечных абонентских устройств — проще говоря, телефонных аппаратов на столах у пользователей. Сам Asterisk к «железу» не очень требователен, в большинстве случаев хватит и P-4.

Внешние линии связи

С внешними линиями всё понятно: покупаются соответствующие платы расширения и подключаются, платы PCI-E на 1 поток E1 с модулем эхоподавления, также есть варианты на 2 и на 4 потока или же подключаются у местного провайдера SIP транки или даже не у местного. Допустим ваша АТС стоит в датацентре в Нюренберге а вы подключаете туда провайдера из Москвы.

Сопровождение

Можно воспользоваться услугами нашей компании, которая всё настроит и покажет где и как дальше производить изменения в конфигурации и обычный администратор точно справится.
Если такого администратора под рукой нет, а попробовать уж очень хочется — существует некоторое количество уже готовых дистрибутивов на базе Asterisk — достаточно загрузиться с компакт-диска, нажать несколько раз «далее» — и вуаля: мини-АТС готова и даже есть оболочка (обычно — веб-интерфейс) для администрирования. Правда, гибкость таких «коробочных» решений значительно ниже: что в интерфейс администрирования заложили — тем и пользуйся. Для небольшого офиса хватит, а вот выйти за рамки — уже трудновато.

Функционал

И вот теперь наступает самое интересное: пора поговорить о гибкости. То, что в классических АТС с горем пополам обеспечивается платами расширения ценою в несколько килобаксов — в Asterisk уже есть и работает бесплатно.

Гибкие— по-настоящему гибкие номерные планы. Переадресации, любые схемы обзвона — последовательные, параллельные, кольцевые — настраиваются несколькими строчками в конфигурационном файле. Ваш покорный слуга в своё время за пару часов сделал схему работы трёх конкурирующих клиентских подразделений — звонок поступал на секретаря, та одной кнопкой перенаправляла звонок на схему-маршрутизатор и дальше он случайным образом поступал в одно из подразделений (в каждом из которых тоже были свои схемы движения звонка).
Голосовая почта. Уже готовая, есть и работает. Никаких проблем с интеграцией с E-mail: оставленное на автоответчике сообщение может приходить в виде mp3-файла на e-mail. Равно как и наоборот: звонок на телефон технической поддержки может автоматически формировать заявку в системе Service Desk, с определением звонящего.
Конференц-связь. Когда руководство заявило, что желает организовывать телефонные конференции с офисами в других странах — решение задачи заняло полчаса. Причём со всеми удобствами:
— звонок на номер телеконференции.
— приятный женский голос: «пожалуйста, назовитесь».
— Вася.
— приятный женский голос, в конференцию: «К нам присоединяется… Вася!».
Ну и так далее. Модерирование, режим «ведущего» и т.п. Когда это увидел «классический» телефонист, он выпучил глаза: «Да ты… да ты знаешь, сколько стоит плата телеконференции! Пять штук баксов!».
Любые другие возможности на вкус и цвет. Asterisk умеет работать с базами данных, имеет API для работы с внешними приложениями. Я лично участвовал в создании системы «телефон-банк» на его базе — это работает.

Надёжность

Часто встречается мнение: Asterisk ненадёжен. В ответ могу сказать: наша компания имеет 5-ти летний опыт эксплуатации и внедрения в бизнес процессы разных уровней; банк, розничная торговля, склады, центры обработки вызовов, даже у некоторых провайдеров IP телефонии Asterisk является софт свичем 5го класса. Если вы сейчас звоните по телефону ваш голос будет обработан Asterisk!

Резюме

Asterisk — вполне работающее и достаточно надёжное решение. При этом, как и для любого инструмента, существуют ситуации, как когда его внедрение имеет смысл, так и когда оно невыгодно.
Невыгодно использовать Asterisk в конфигурациях с большим количеством аналоговых линий. Если у Вас небольшой завод с 1000 абонентов и уже проложенной проводкой — Asterisk имеет смысл ставить разве что в связке с обычной аппаратной АТС предприятия, связав их потоком E1 или IP-телефонией.(хотя и в этом случае дешевле будет купить SIP вынос на 1000 абонентов и связать его с Asterisk для возможности гибкой настройки телефонной станции)
Выгодно использовать Asterisk в условиях  офиса или териториально распределенного офиса с высокими требованиями по уровню телефонных сервисов и при наличии в штате администратора unix. Здесь Asterisk может себя показать в лучшем виде.
Также существует вариант использования Asterisk в качестве платформы для разработки телефонных решений — колл-центры, интегрированные телефонные системы.